BestBreakfast 16. «Креативные пространства и парки»

27 ноября, 2014 02:53

26 ноября состоялся деловой завтрак, посвящённый креативным общественным пространствам и паркам.

Организаторы: Группа компаний «БестЪ» и «Duvernoix Legal» при поддержке компаний «Энергия Северо-Запада», «МКД», «Сарос» и Arendator.ru

Ведущие урбанисты, архитекторы, руководители девелоперских компаний, представители парков, развлекательных центров и организаторы популярных городских фестивалей рассказали о перспективах развития креативных общественных пространств в Санкт-Петербурге, проблемах и вариантах их решений на примерах конкретных проектов.

Так, Хелая Кетеван, заместитель директора департамента ГЧП, аналитики и права московского Центр территориальных инициатив «Архполис», рассказала, что в Москве за последние два года ситуация с общественными пространствами продвинулась вперёд благодаря программе по развитию отдыха и туризма, и созданию объединённой дирекции Мосгорпарка. В ходе конкурсов выбирается концепция развития парков. А затем, как, например, в случае с парками в Сокольниках и Митино, обеспечивается финансирование на 15 лет.

В Петербурге такой практики пока нет. В этом году комитет по инвестициям совместно с комитетом по благоустройству разрабатывает концепцию развития парков, участники процесса и заинтересованные в скорейшем решении данного вопроса стороны следят за результатами.

Александр Костылёв, директор Парка 300-летия Санкт-Петербурга рассказал, что существуют сложности в управлении парком, связанные с его организационно-правовой формой — это государственное казённое учреждение. Кроме того, парк нельзя сдавать в субаренду, и существуют ограничения, связанные с тем, что земля в парке относится к зелёным насаждениям общего пользования.

Девелоперы, занимающиеся развитием парков, отметили, что не рассматривают парки в качестве источников прибыли. Игорь Водопьянов, генеральный директор УК «Теорема», занимающейся развитием территории Бизнес-парка «Полюстрово» отметил, что прямой экономической выгоды в этом не видит. Однако, эксперты согласились, что косвенно наличие парка всё же влияет на продление договоров аренды, поскольку сотрудники арендаторов имеют возможность комфортного отдыха.

Созданием парков занимаются и отдельные девелоперы: это парки в Кудрово (Отделстрой), Новоорловский (ЮИТ). Подобные проекты, прежде всего, помогают застройщикам сделать свои жилые комплексы более привлекательными для потенциальных покупателей и в дальнейшем более комфортными для проживания жильцов.

«Мы расширили и расчистили русло реки Оккервиль, провели мостики через речку, построили 50 км велодорожек и роликовых дорожек, сделали освещение, скамейки, зоны для барбекю», — рассказала Юлия Тагильцева, директор по развитию ИСК «Отделстрой». Всё это увеличивает инвестиционную привлекательность жилья.

В то же время, по словам Галины Шолоховой, доцента кафедры архитектуры СПбГАИЖСА, в последние годы в Петербурге не появляются новые парки. В Советское время существовала целенаправленная умная система планирования парковых территорий, благодаря которой, в том числе, было спроектировано и построено большое количество парков районного значения. В 90-е годы эта программа была прекращена. «Учитывая, что этой системы нет, нужны новые механизмы, чтобы парковые территории начали возникать, потому что мы создаём большие жилые массивы, где яблоку негде упасть», — отметила Галина Шолохова.

Спрос на отдых в парках есть, это подтверждает увеличение количества музыкальных, кулинарных и научных фестивалей в парках Петербурга в последние годы. По словам Артёма Балаева, руководителя кулинарного фестиваля «О, да! Еда», горожане осознали, что посещение различных фестивалей в парках — это прекрасный вариант досуга выходного дня. К примеру, на прошлый фестиваль «О, да! Еда» было продано 25 тыс. билетов. Помимо продажи билетов, другие источники дохода: спонсорские пакеты и партнёры, в данном случае — рестораны города.
Илья Бортнюк, генеральный директор компании «Светлая музыка», организатор фестиваля STEREOLETO согласился, что на продажу билетов приходится не более 10 % прибыли. Остальное — это работа со спонсорами и различными культурными институтами. Илья Бортнюк отметил, что за время своего существования его фестиваль перерос из сугубо молодёжного мероприятия в фестиваль для всей семьи.

Говоря о парках, участники назвали их местами притяжения людей. Виталий Кожин, управляющий партнёр Settlers отметил, что наличие парка является сильным якорем для всего района.

Мария Лушникова, руководитель общественного пространства «Бенуа 1890» презентовала новый проект ГК «БестЪ», который объединит три исторических здания и Сад Бенуа и в будущем станет точкой притяжения жителей не только Калининского района, но и всего Петербурга.

Говоря об общественных пространствах и развлекательных центрах как точках притяжения большого количества посетителей в торговые комплексы, эксперты поделились планами развития собственных сетей и перспективами отрасли в целом, её влиянии на развитие рынка торговой недвижимости.

По словам Фёдора Гавриченко, вице-президента, генерального директора «САПИР», несмотря на кризис, интерес к развлечениям не угасает, яркий тому пример — развлекательные индустрии в торговых центрах. «На мой взгляд, ни набор арендаторов, ни ассортимент в ресторанном дворике, ни парковка не определяют привлекательность комплекса. Но есть одна причина, по которой мы с вами проснёмся в субботу утром и поедем в торговый комплекс — если ваш ребёнок приглашён туда на день рождения. Таким образом, ассортимент детских услуг определяет наше решение ехать именно в этот торговый комплекс», — отметил Фёдор Гавриченко.

Это подтверждает и появление новых проектов: Мария Карамышева, руководитель Кидбург, рассказала, что компания сейчас готовится вывести на рынок свой новый проект «Кругосветка», где будут заняты не только дети, но и их родители.