BestBreakfast 26. «Неформатные форматы как часть городской среды: арт-кластеры, лофты, коворкинги»

13 ноября, 2015 02:22

О том, как арт-составляющая позволяет делать инвестиционно привлекательными заброшенные заводы, давать вторую жизнь районам, удалённым от центра города говорили участники BestBreakfast&BenuaBreakfast 11 ноября.

Руководители лофтов, креативных пространтств, коворкингов вместе с девелоперами обсудили, есть ли точки соприкосновения между искусством и бизнесом. Кризис — лучшее время для старта креативных проектов, пришли к мнению участники бизнес-завтрака.

Встреча проходила в общественном пространстве Бенуа1890 на Тихорецком проспекте, 17. Партнёрами завтрака выступили юридическая компания Maxima Legal, Carfax Education Russia, ресторан современной русской кухни «Дом», ИСК «Квадра» и «СтройЭксперт».

По словам Дмитрия Милькова, президента «Центра развития творческих индустрий», в мире появление креативных кластеров зачастую является объединением усилий государственного и частного партнёрства. За счёт этого выигрывают обе стороны: бизнес получает доступ к потенциально интересным территориям, которые до этого были заброшены, а городские власти привлекают деньги частных инвесторов для благоустройства общественных пространств, парков и получают новые точки притяжения горожан.

«В России такие проекты всегда связаны с деятельностью коммерческих структур, для которых это третий или пятый бизнес», — рассказал Савелий Архипенко, креативный директор «Лофт Проекта Этажи».

Кризис — лучшее время для запуска креативных проектов, согласились участники бизнес-завтрака. «Арендные площади пустуют, некоторый крупный бизнес сворачивается, уходит. В такие моменты эффективно собирать людей, которые используют креативную экономику, и пересматривать привычные микрорайоны, открывая в них новые общественные центры, общественные пространства», — уверен Александр Басалыгин, руководитель «Архитектор», «Флигель», «Третий кластер».

«Рынок недвижимости в хорошем смысле беременен подобными идеями. Здесь два фактора — во- первых, это понятие креативности. Второе — это жесточайшая конкуренция между застройщиками за клиента. Если не брать самое дешёвое жильё, то конкуренция уже перешла в категорию качества», — отметил Олег Барков, генеральный директор Ханса Девелопмент.

По его словам, появление арт-составляющей в рамках больших жилищных комплексов способно резко повысить привлекательность последних. Такие приёмы уже активно используются: Илья Гапонов, соорганизатор Арт-кластера «Непокорённые» поделился планами о сотрудничестве с одной из крупнейших в Петербурге строительных компаний и создании арт-площадки на территории масштабного жилого комплекса.

К арт-составляющей прибегают не только в жилом секторе — Людмила Кудрявцева, генеральный директор Yarki Hostel & Space рассказала о совмещении формата хостела и арт-составляющей. «Мы выбрали девиз хостела: „Жить с искусством — это всё, чего мы просим“ и сделали акцент на арт-составляющей. Это позволило нам вместо одного центра прибыли — сдачи номеров, создать дополнительные источники монетизации».

Отдельный вопрос — взаимоотношения собственников зданий, где размещается креативный кластер, и арендаторов, то есть представителей креативных индустрий.

По данным Георгия Рыкова, генерального директора «БестЪ. Коммерческая недвижимость», в Петербурге более 40 площадок, которые можно отнести к творческим пространствам, это около 7, 5 тыс. м2. Средняя арендная ставка в них составляет 4-9 тыс. рублей в месяц.

«Собственник может создать спираль роста, изначально предложив льготную ставку, на период примерно в 5 лет, а затем ежегодно поднимать аренду, на 20-50%, таким образом, превратив креативное пространство в успешно работающий бизнес», — рассказал Дмитрий Тимуршин, генеральный директор Freedom Team.

Ещё один вариант — когда создатель общественного пространства является инвестором в одном лице.

Андрей Лушников, председатель Совета директоров ГК «БестЪ» рассказал о создании нового центра притяжения на севере Петербурга — общественного пространства «Бенуа1890».

Компания полностью восстановила 3 исторических здания, объекта культуры регионального значения, в них откроются — детский центр, семейный ресторан с выставочным пространством.