BestBreakfast 33. Urban Петербург: градостроительство, архитектура и стратегическое развитие города

31 октября, 2016 21:23

27 октября состоялся деловой завтрак BestBreakfast по градостроительству и архитектуре «Urban Петербург»

Организаторы: ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал» и «СтройЭксперт» при поддержке Arendator.ruBusiness FM, коммуникационного агентства mr Wulf и аудиторской компании «МКД».

Вели мероприятие: Алексей Шаскольский, заместитель руководителя Департамента оценки «Институт проблем предпринимательства» и Мария Элькина, к.и.н., архитектурный критик.

Активное участие в дискуссии приняли первые лица и топ-менеджеры девелоперских компаний, представители законодательной власти, руководители банковских и инвестиционных структур, архитекторы, урбанисты и общественные деятели.

Участники отметили, что из-за отсутствия понятной долгосрочной стратегии развития города между бизнесом, властью и гражданским обществом до сих пор нет чётких «правил игры» в области градостроительной деятельности.

Согласно «Стратегии 2030» одними из приоритетных стратегических направлений развития города — это развитие Санкт-Петербурга как центра высокотехнологичной промышленности, как образовательного, научного и инновационного центра, как центра освоения и инновационного развития Арктики.

По логике решения этих стратегических задач в городе должны развиваться всевозможные технопарки, массово строится инновационные производства. Но для этого особенных естественных предпосылок всё же нет, в том числе из-за ограниченности территориальных ресурсов. Так, по данным НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга на начало 2016 года в балансе территории города производственные зоны сегодня занимают 9% территории и доля эта за счёт редевелопмента промышленных территорий постоянно сокращается и, как правило, в сторону жилой застройки.

В основном город развивается за счёт жилищного строительства и реализации проектов коммерческой инфраструктуры (бизнес-центры, ТЦ и т.д.).

В этой связи участники отметили одну из текущих проблем реализации градостроительной политики в настоящее время — это обоснование перспективных планов развития города и реалистичность достижения поставленных стратегических целей и целевых показателей.

«К сожалению, долгосрочное планирование пока остаётся неким „бюрократическим упражнением“. Идею придумали, а как и за счёт каких ресурсов всё это будет реализовано — не придумали. Один из примеров — обоснованность одного из важнейших инструментов реализации градостроительной политики — Генерального Плана. Если следовать положениям Генерального плана, принятого в 2005 г., то к 2015 г. у нас должны быть введены в эксплуатацию такие станции метро как „проспект Славы“, „Дунайская“, Театральная, Юго-западная и много чего ещё. В результате временной сдвиг составляет в среднем 5-7 лет, это пока, на сегодняшний день. Очевидно, что одна из проблем это отсутствие должных финансовых ресурсов. В этой связи подход к долгосрочному планированию должен быть проектным, как в бизнесе с таким алгоритмом — идея, бизнес-план, финансовое обеспечение, результаты, оценка эффективности», подчеркнул Георгий Рыков, генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость».

Ключевые проблемы и задачи градостроительной политики Санкт-Петербурга по оценкам собравшихся в рамках мероприятия участников:

  • Обоснование долгосрочных планов развития и целевых показателей с учётом реальных градостроительных процессов;
  • Бюджетное обеспечение долгосрочных планов;
  • Многосценарность и гибкость планирования с возможностью внесения корректировок в зависимости от меняющейся ситуации.
  • Ликвидация дисбаланса между темпами жилищного строительства и объектами социальной, транспортной и коммерческой инфраструктуры;
  • Планирование и реализация на городских землях за счёт бюджета проектов общественных пространств, новых территорий зелёных насаждений (скверов, парков);
  • Учёт процессов развития прилегающих территорий Ленинградской области;
  • Создание механизмов широкого участия бизнеса и общественности при разработке и принятия важных градостроительных решений и нормативных актов, особенно тех которые могут отрицательно отразиться на экономике проектов и снизить инвестиционную активность в городе — Региональные нормы проектирования, о зонах охраны объектов культурного наследия, согласование архитектурно-градостроительного облика и т.д.;
  • Неизменность «правил игры» — главное, чтобы согласованные и утверждённые проекты не имели обратной силы.