BestLunch MAPIC 2016

22 ноября, 2016 21:17

16 ноября состоялся деловой обед для первых лиц и руководителей ритейл и девелоперских компаний BestLunch. Мероприятие проходило в рамках международной выставки по торговой недвижимости и ритейлу MAPIC в Каннах (Франция).

Организаторами делового обеда выступили ГК «БестЪ» и Arendator.ru при поддержке Reed MIDEM (организатор выставки MAPIC) и портала Retail.ru.
Партнёры мероприятия: юридическая компания «Дювернуа Лигал», инженерно-Строительная компания «Квадра» и архитектурная мастерская Futura Architects.

Участники встречи в неформальной обстановке поделились планами и стратегиями развития бизнеса, проанализировали то, как на примере их сетей меняются покупательские предпочтения, как они реагируют на них и модернизируют бизнес с учётом этой динамики, а также чего ждут от девелоперов торговой недвижимости.

В мероприятии приняли активное участие: Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ»; Наталия Тишендорф, исполнительный директор AVICA; Владислав Иванов, собственник Amrest; Юрий Лосев, директор по развитию «Азбука Вкуса»; Александр и Владимир Бондяшовы, собственники «Дочки-Сыночки»; Николай Антонов, генеральный директор УК «МТЛ», Юлия Горошеня, директор по развитию DECATHLON RUSSIA; Елена Бакунина, директор департамента развития Concept Club; Николай Московкин, коммерческий директор «Эконика»; Валерий Симанов, директор по развитию «МВидео»; Борис Кац, директор по развитию сети «Леонардо»; Анна Кречетова, директор по развитию OODJI; Андерс Лильенстолпе, заместитель регионального директора SRV; Игорь Мальтинский, директор департамента развития MELON FASHION GROUP; Антон Кокин, директор по развитию Respect Shoe Company и другие руководители ритейл — компаний, девелоперских и инвестиционных структур.

Модерировали мероприятие Георгий Рыков, генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость» и Мария Карамышева, директор по развитию «Кидбург».

В начале встречи ГК «БестЪ» представила аналитический обзор развития ритейла и торговой недвижимости в России.

Розничная торговля — одна из самых чувствительных отраслей к изменениям общей экономической ситуации, как в стране, так и в отдельно взятом регионе. Успешность этого бизнеса и его развитие напрямую связаны с покупательской способностью населения, которая в свою очередь, является производной от состояния макроэкономических процессов.

Статистические данные о динамике основных показателей характеризующих развитие экономики РФ позволяют говорить о том, что страна всё ещё находится в кризисе. В 2016 году падание экономики замедлилось, но основные показатели, такие как Валовой Внутренний Продукт (ВВП), инвестиции в основной капитал, объём работ в строительстве всё равно имеют отрицательную динамику. Положительное значение индекса промышленного производства достигнуто в основном за счёт 2-х отраслей — сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. (см. диаграмма ниже)

По данным Росстата за 9 месяцев текущего года оборот розничной торговли в РФ составил — 20,3 трлн рублей. За весь 2015 г. было продано товаров на 27,6 трлн рублей.

На слайде ниже видно, что падение продолжается, хотя и по сравнению с прошлым годом оно несколько замедлилось (см. диаграмма ниже).

Регионы-лидеры по объёму розничных продаж — это Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Но в пересчёте на душу населения, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в лидерах — Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Краснодарский край. Среднестатистический житель РФ покупает товаров на 193 тыс. рублей в год (см. диаграмма ниже).

Распределение розничного оборота между товарами продовольственной и непродовольственной группы составляет 48% на 52%. В период текущего кризиса это распределение меняется, но не значительно — на 2-3 десятых процента.

В основном изменения происходят внутри этих групп. Например, в группе непродовольственных товаров существенно, сократились продажи легковых автомобилей, бытовой техники и электроники, одежды и обуви. Самыми стабильными остаются аптечные товары и товары для детей (см. диаграмма ниже).

Ухудшение ситуации в отрасли ритейла прямым образом отразилась на девелопменте торговой недвижимости. Начиная с 2014 года, динамика ввода торговых объектов в целом по РФ отрицательная. Вероятнее всего, эта тенденция будет сохраняться в ближайшие 2-3 года (см. диаграмма ниже).

По данным Росстата на конец сентября текущего года средняя обеспеченность населения РФ качественными торговыми площадями современных форматов составила — 199,8 кв. м на 1 тыс. жителей. В лидерах по этому показателю Москва, Московская область, Челябинск, Казань.

По данным ГК «БестЪ», обеспеченность населения Санкт-Петербурга торговыми объектами современных форматов находится на уровне 1,14 тыс. кв. м на 1 тыс. жителей (см. диаграмма ниже).

Среди основных проблем развития ритейла в России участники мероприятия отметили снижение покупательской активности, а также изменения в поведении потребления. К положительным тенденциям эксперты отнесли, прежде всего, готовность к конструктивным переговорам между собственниками и арендаторами торговых центров, развитие новых форматов торговых центров и life-style концепций, а также эффективное взаимодействие оff-line и on-line-торговли.