Bestbreakfast 5. «Креативность в пространстве»

02 декабря, 2013 14:36


В бизнес-центре «Авеню» с большим успехом в очередной раз прошёл деловой завтрак (BestBreakfast) на тему «Креативность в пространстве», в рамках которого эксперты рынка обсудили меры, направленные на создание комфортной городской среды. Организаторами проекта являются группа компаний «БестЪ» и юридическая компания «Дювернуа Лигал» при активной поддержке компаний «БКН-Девелопмент», «Гласкек», «OpenSport», «Al Gallery». Информационными партнёрами выступили журнал «Проект Балтия» и Арендатор.ру.

Формирование креативных пространств всё чаще становится элементом городских и частных проектов. Что такое креативное пространство — каждый понимает по-своему. В процессе общей встречи на эту тему дискутировали представители органов власти, бизнеса и творческих проектов.

Общий тон дискуссии задали модераторы Андрей Лушников, президент ГК БестЪ, и Анастасия Ясинская, главный редактор газеты «Недвижимость и строительство Петербурга», которые поставили основной вопрос для обсуждения: «Девелоперы и Творцы: соратники или противники?»

Какие существуют тренды в развитии креативных пространств Петербурга? Кто должен развивать креативные пространства: город или девелопер? Является ли Петербург креативным городом? — на эти и другие вопросы ответили участники бизнес-завтрака.

Наталья Панкова, директор «Al Gallery», сравнила подход к креативности в Санкт-Петербурге, где в большей степени «в сознании людей присутствует музейность», с Берлином, который охарактеризовала как город, символизирующий «творческий взрыв, созданный на основе существующего креативного кластера».

На рынок в Петербурге выходят сотни тысяч квадратных метров торговых площадей, но проекты должны отличаться друг от друга. Нельзя делать их похожими. Это и есть девелоперский процесс, который заключается в том, чтобы создать что-то новое, что будет востребовано на рынке. Аркадий Теплицкий, собственник холдинга «Адамант», сказал: «Для меня креатив в ТК — это правильное его наполнение, правильное архитектурно-планировочное решение, наполненное определённым интерьером и функционалом. Многое зависит от места: где-то есть ледовый каток, а где-то есть боулинг, ещё зависит от исследований, от тех будущих арендаторов, которые делают соответствующие предложения, но схема, макет, вот это лекало, оно должно быть единым». Игорь Водопьянов, генеральный директор УК «Теорема», привёл в качестве положительного примера развитие креативных пространств в ТЦ «Гранд-Каньон»: «Это шикарное решение, сделанное за небольшие деньги. Такой формат народу и нравится. Если девелоперу нужно заработать, надо забыть про креативное пространство. Если же хочется утвердиться, оставить свой след в истории города, то сначала нужно заработать, а только потом утверждаться». Мария Карамышева, директор по развитию «Кидбург», отметила, что «проекты в Гранд-Каньоне стали успешными потому, что зарабатывание денег не было целью. Такие проекты очень востребованы, люди готовы ехать издалека, чтобы получить то, чего нет ни на каких других площадках». При грамотном подходе общественное пространство может стать успешным бизнес-проектом. Это доказал опыт креативного пространства «Скороход». Александр Вайнштейн, соучредитель площадки «Скороход», отметил: «За полтора года своего существования мы стали самоокупаемыми. Из-за того, что у нас нет денег, мы выдумываем, как любыми путями, культурными в первую очередь, их добыть. И у нас это получается». Одним из мест притяжения людей в городе являются парки. Как сделать парки креативными? Могут ли парки быть самоокупаемыми? Андрей Лушников рассказал о том, как идёт работа над созданием парка, часть которого приобретён ГК БестЪ в рамках проекта «Бенуа 1890»: «Территория парка находится в ужасном состоянии. Мы хотим найти новую форму сотрудничества с городом, чтобы привести парк в порядок. Для этого планируем создать некоммерческое партнёрство, во главе которого будет попечительский совет, состоящий из известных людей. Будем стремиться, чтобы парк был самоокупаемым».

Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия», на вопрос, какими методами можно привлекать людей в парки, заметил, что «превращать парк в аттракцион — это означает, что большую территорию аттракцион может уничтожить. Это подтверждает то, что происходит на Крестовском острове». Он привёл в пример проект «Архстояние»: «Это парковое во многом пространство, в котором есть место для правильно культурного аттракциона, потому что работы Полисского находятся в тренде современного искусства как аттракциона».

В парках люди могут найти применение своим интересам, нужно только создать им для этого условия. Так, Виктория Любо, генеральный директор компании «OpenSport», рассказала о различных подходах к строительству парков в Москве и Петербурге: «В Москве наша компания участвует в строительстве парков. Сейчас сдаём парк в Новой Москве. В Москве парки строить можно, в Петербурге нельзя». Когда мы пришли в парк ЦПКиО и сказали, что у нас есть деньги построить тропу здоровья и поставить тренажёры, нас отправили по различным инстанциям. Мы развернулись и ушли в Москву вкладывать деньги в их парки. Очень странно, что в Москве дорога для нас открыта, а в Петербурге никак не пробить чиновничью стену«.

Лариса Канунникова, начальник управления ландшафтной архитектурой КГА, считает, что без взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества креативные пространства не выживут: «Креативщики появляются там, где уже сформирована подложка развития этого направления. Сегодня жителям не хватает не только комфортной среды обитания, но и креативного ландшафтного дизайна».

О возможностях передачи государственного парка в управление девелоперу рассказал Игорь Гущев, партнёр юридической компании «Дювернуа Лигал»: «Самый популярный способ передачи управления парка — это аренда. И тут важно понять статус земельного участка: государственный он или муниципальный. Часть парка может находиться в собственности бизнеса. Парки могут быть разными — национальными или рекреационными зонами, у них существенная разница в регулировании. Ещё один способ управления — ГЧП. Петербург в этом плане — передовой город в России. Таких проектов известно 2: передача либо во временное пользование, либо в собственность. Это зависит от типа проекта».

Участники дискуссии ответили на вопрос модераторов, меняется ли жизнь людей в спальном районе города при появлении креативного пространства. Леван Харазов, генеральный директор компании «БКН-Девелопмент», ответил: «Творческие преобразования должны затрагивать не только исторический центр, но и активно развивающиеся сегодня территории окраин и ближайших пригородов. Компания „БКН-Девелопмент“ специализируется на комплексном развитии новых территорий, и мы уделяем большое внимание созданию именно комфортного пространства, рационально сочетая жильё, деловые, социальные, культурные и бытовые объекты. Мы ищем новые креативные форматы для общественной застройки, пытаемся уйти от штампов унылых спальных районов, создавая гармоничную стратегию развития территории».

Пётр Иванов, научный сотрудник высшей школы урбанистики, (г. Москва), обобщил концептуальные подходы к созданию креативных пространств в спальных районах Петербурга и Москвы: «Во избежание деградации среды спальных районов необходимо переосмыслить роль креативных пространств. Существование арт-кластеров в центре на жизнь спального района не влияет никак. Для жителя спального района потребностью является ларёк, нежели эстетика».

Итоги дискуссии подвёл Михаил Зингаревич, президент «Плаза Лотус Групп»: «Бизнес, по определению, это искусство, креатив, создание новой среды, так как это возврат вложений. Это инструменты, с помощью которых бизнес зарабатывает деньги. Власть очень консервативная и косная структура, которая не заточена под развитие. Важно создание диалога этой среды. Важна площадка, на которой бы власть и бизнес не пикировались между собой, а находили решения тех задач, которые будут способствовать нам зарабатывать деньги, а городу быть привлекательным».

Участники бизнес-завтрака ещё долгое время общались друг с другом, обменивались визитками, договаривались о совместных проектах, фотографировались, рассматривали макеты проекта «Бенуа 1890», планировали дальнейшие встречи. Ведь основная мысль, с которой согласились участники BestBreakfast, — креативные пространства нужны всем: и бизнесу, и власти, и творцам, и художникам. А значит, новые проекты ещё впереди.

BestBreakfast 5 в прессе: