«Шеринг — это делиться. Всё ли можно расшерить?» — выясняли предприниматели на ежегодном деловом завтраке BestBreakfast

25 октября, 2021 14:21

По итогам 2020 года объём шеринг-экономики оценивается в 1,07 трлн руб., прирост к 2019 году составил 39%, а за последние 2 года объём рынка вырос вдвое. Но в структуре оборота всех субъектов экономики РФ доля всех отраслей шеринг-экономики не превышает 0,5%. Как меняются социальные навыки и модели потребления жителей российских городов, какие бизнесы смогут воспользоваться изменениями в экономике, — обсуждали на ежегодном деловом завтраке BestBreakfast, организованном ГК Бестъ.

Организаторы мероприятия: ГК «БестЪ», юридическая компания «Дювернуа Лигал», постоянный партнёр «СтройЭксперт», при поддержке официального телеком-партнёра «Авантел», партнёров: УК «МТЛ», сети коворкингов с бизнес-средой PAGE, Школа Бенуа, Avenue-BOX, Arctic Ventures, авторской радио и ТВ-программы «Бизнес Ангел» и PR-партнёра «Репутация». Информационные партнёры Arendator.ru и «Недвижимость и строительство Петербурга», Бизнес-клуб DP, «Деловая Россия», Центр развития и поддержки предпринимательства и официальный деловой партнёр «РБК Петербург».

Вели мероприятие: Кирилл Остапенко, основатель франчайзинговой сети «ВелоДрайв» и бизнес-клуба DP и Елена Плахтий, генеральный директор общественного пространства Бенуа 1890 и директор по маркетингу ГК «БестЪ».

Для некоторых отраслей последствия пандемийных ограничений стали драйвером роста, считает Станислав Ступников, партнёр «БестЪ. Коммерческая недвижимость» (ГК «БестЪ»): «Лидерами по обороту являются сервисы по продаже товаров и вещей, они занимают 78% от всего объёма шеринг-рынка. Самые высокие темпы развития (85%) — у сегмента аренды вещей, люди берут напрокат буквально всё: от вечернего платья до самоката». Вторым драйвером постпандемийной экономики Станислав Ступников назвал развитие франчайзинга: сейчас на рынке представлено 2870 концепций франшиз, прирост предложения с докризисного 2019 составил 45%.

Согласно исследованию, представленному Юрием Веселовым, Доктором социологических наук, заведующим кафедрой экономической социологии СПбГУ, подобное интенсивное развитие вполне логично, поскольку вписывается в общие тренды экономики доверия. «Доверие — это базовое условие для экономического роста, кроме того, чем выше уровень доверия в обществе — тем ниже транзакционные издержки», — считает эксперт. Интересно, что в Петербурге уровень доверия составляет 25,7%, тогда как для всей России — 22,8%, при этом уровень доверия среди различных профессиональных групп может кратно отличаться. Самый высокий уровень доверия демонстрируют предприниматели (44,6%), самый низкий — государственные служащие (14,3%).

Предприниматели по-разному оценивают экономические перспективы, возможности и риски бизнесов в постпандемийный период.

Георгий Рыков, генеральный директор «БестЪ.Коммерческая недвижимость»: «Предприниматель работает в тех условиях, которые есть на данный момент. Например, в этом году мы видим рост спроса на коворкинги и развиваем сеть коворкингов PAGE, сейчас открыто уже 8 и ещё несколько в стадии открытия. Будет меняться спрос — будем выводить на рынок новые продукты. Главное, держать руку на пульсе».

Дмитрий Фёдоров, партнёр венчурного фонда Arctic Ventures: «У культуры шеринга в России большой потенциал развития. Если посмотреть на динамику этого сегмента экономики в США, то становится понятно, что у нас всё только начинается.
У деятельности венчурного фонда модель шеринга используется активно, т.к. часто порог входа в инвестиционный раунд составляет 5-10 млн долларов. Эти вложения наш фонд берёт на себя и благодаря этому инвестор имеет возможность инвестировать в проект от 100 тыс.долларов. Это позволяет снизить риски и диверсифицировать портфели как фонду так и инвестору».

Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ»: «Шерить можно всё, но нужно вдумчиво подходить к созданию новых продуктов, работать над цифровизацией и повышением доверия».

Ангелина Егорова, автор медиапроекта Бизнес Ангел рассказала о том, что среди партнёров и гостей программы Бизнес Ангел всё чаще можно встретить предпринимателей, которые занимаются развитием зелёной энергетики — пока это редкое, но такое важное направление развития российской экономики. А блогеры- миллионники приходят рассказать не про свой бизнес в социальных сетях, а про уникальные бизнесы в офлайне, например, у одного героя есть своя фабрика красоты, а экстрасенс создала бизнес в парфюмерии. «В рамках проекте мы говорим и об очень серьёзных вещах: про взаимоотношение бизнеса и вакцинации — и приходим к выводу, что они вполне взаимосвязаны — об этом например говорили с гостем программы главным внештатным специалистом комитета по здравоохранению — Дмитрием Ченцовым. Продолжая линию пандемии, отмечу, что силиконовые венчурные инвесторы сейчас активно вкладывают в агрегаторы сервисов доставки продуктов питания, как оказалось, рынок доставки не так развит в США, как в России, о чём рассказал Дмитрий Никитин, один из гостей программы резидент силиконовой долины».

Максим Симонов, руководитель налоговой практики «Дювернуа Лигал», напомнил об основных рисках франчайзинга с точки зрения налогового законодательства и предостерёг бизнес: «Нужно быть очень аккуратным при оформлении всей документации, на данный момент 85% споров решаются в пользу налоговой».

Несмотря на озвученные риски и дефицит кадров, который подчёркивали практически все спикеры мероприятия, франчайзинг остаётся одним из самых динамичных и востребованных способов развития бизнеса. По данным, представленным аналитиками ГК «БестЪ», суммарный объём рынка франчайзинга составляет около 2 трлн рублей, в отрасли занят 1 млн человек.

Презентации