BestBreakfast 30. «Ритейл и торговая недвижимость Санкт-Петербурга: форматы выживания»

08 апреля, 2016 22:41

Ритейл констатировал переход «из эпохи потребления» в «эпоху экономии».

5 апреля руководители ритейл компаний и девелоперы торговой недвижимости собрались за деловым завтраком BestBreakfast «Ритейл и торговая недвижимость Санкт-Петербурга: форматы выживания» для обсуждения текущей ситуации на потребительском рынке северной столицы, новых форматов торговли и выработки стратегии дальнейшего развития.

Организаторы: ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал» и «СтройЭксперт» при поддержке ИСК «Квадра», «Авангард», Arendator.ru и Retail.ru.

Согласно обзору, подготовленному ГК «БестЪ», по данным официальной статистики по итогам 2015 г. суммарный оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге составил не многим более 1 триллиона рублей. В перерасчёте на душу постоянного населения среди других субъектов РФ Санкт-Петербург занимает почётное 9 место и по объёму потребления мало чем отличается от Мурманской области, Краснодарского края и Самары.

Динамика розничного товарооборота в фактических ценах положительная, однако, данный показатель достигнут в основном за счёт роста цен. Физические же объёмы, особенно в период 2014–2015 гг. имеют отрицательную динамику.

В сопоставимых ценах в 2015 г. снижение объёмов товарооборота составило около 12%. И по итогам 1-го квартала 2016 г. эта отрицательная динамика сохраняется.

Основные причины — девальвация рубля, скачок безработицы и как следствие резкое снижение реальных доходов населения.

Если рассматривать розничные продажи с позиции товарных групп, то на текущий момент существенных сдвигов в потреблении не произошло. 38% оборота приходится на продукты питания. На группу непродовольственных товаров соответственно — 62%. Основные изменения в непродовольственной группе — сокращение доли товаров длительного пользования (бытовая техника, мебель), а также одежды и обуви, при росте доли группы товаров для детей.

Негативные процессы на рынке ритейла не могли не сказаться на развитии рынка торговой недвижимости. На текущий момент общий объём торговых площадей оценивается в 7,2 млн. кв.м. В период 2015 г. в эксплуатацию было введено порядка 120 тыс. кв.м торговой недвижимости, включая торговые центры, гипермаркеты и объекты стрит-ритейла — это наименьший показатель за последние 12 лет.

Если говорить о перспективах развития ритейла в Санкт-Петербурге, то в качестве основных факторов, тормозящих его развитие, операторы рынка выделяют, прежде всего, высокую конкуренцию и недостаточный объём платёжеспособного спроса. Интересно отметить, что 2–3 года назад наиболее значимым фактором, по мнению экспертов, была проблема высоких арендных ставок.

Специальный гость мероприятия Дмитрий Владиславович Иванов, автор бестселлера «Глэм-капитализм», доктор социологических наук, поделился с участниками своим подходом к вопросу и рассказал о виртуализации экономики и новых структурах ритейла. По мнению эксперта, нужно объединять платформы B2C и C2C, создавать социальные сети и форумы — это и будет создавать и разрушать границы ритейла. Также в своей презентации он отметил, что стратегическая ценность физических магазинов для ритейлеров гораздо выше, чем текущая выручка от продаж в них.

По словам ритейлеров, на первый план для клиентов сегодня вышли: промо-акции, специальные предложения и «счастливые часы». «Фактор моды» уступил позиции фактору «цены». Оптимизация бизнес-процессов и затрат, снижение арендной ставки, поиск альтернативных товаров и производителей для замены более дорогих брендов, комбинация on-line и off-line каналов продаж — первостепенные задачи ритейлеров.

Ритейлеры не останавливают развитие, пересматривая при этом его стратегию, адаптируя форматы к изменениям в экономике и потребительским предпочтениям. Так, ГК «Кидбург» планирует тиражировать средние форматы развлекательных центров «Сказкин дом», а также активно осваивать регионы. По словам Оксаны Орловой, соучредителя ГК «Кидбург», эдьютеймент по прежнему очень востребован, и компания планирует в течение года открыть не менее четырёх проектов, а в ближайшие три года не менее 10.

Александр Арбузов, партнёр «Дювернуа Лигал», говоря о законодательных инициативах, которые могут оказать существенное влияние на развитие ритейла, обратил внимание коллег на вступление с 1 июля в полную силу системы ЕГАИС и четвёртый антимонопольный пакет.

Говоря о развитии торговой недвижимости, участники отметили, что сегодня в торговые комплексы приходят новые форматы (квесты, шоурумы и т.п.), но только со временем, ориентировочно в течение 2 лет, будет понятно останется ли этот формат в торговых комплексах или это всего лишь антикризисный компромиссный вид сотрудничества ритейла и собственников недвижимости.

При этом по словам экспертов, формат эдьютеймент, развлечений, соединение on-line и off-line торговли, формирование восприятия торгового комплекса как места отдыха, lifestyle центра — «третьего места» — залог успешности проекта в будущем.

По итогу дискуссии все участники были единогласны в том, что ритейл и торговая недвижимость будут развиваться, меняться, подстраиваться под потребителя и быть к нему ближе, разрабатывать и внедрять новые форматы и инновационные идеи.