197022, Россия, г. Санкт-Петербург, Аптекарская набережная,
д. 20, офис 201. Бизнес-центр «Авеню»
E-mail: best@bestgroup.ru
18 апреля в рамках конференции «Детское образование как бизнес» состоялся деловой обед BestLunch в ресторане «Ферма Бенуа», на котором участники обсуждали современные подходы к детскому образованию и перспективы частных образовательных проектов для девелоперов.
Появление в Калининском районе «Школы Бенуа» привело к подорожанию жилья по соседству на 12%, утверждает председатель совета директоров ГК «БестЪ» Андрей Лушников.
О том, какие перспективы открывает детское образование как бизнес, подробно обсуждали участники делового обеда BestLunch и конференции «Детское образование как бизнес» в общественном пространстве «Бенуа 1890».
Организатором конференции выступила ГК «БестЪ» при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Центра инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, Фонда поддержки предпринимательства и промышленности Ленинградской области, Санкт-Петербургского исследовательского политехнического университета им. Петра Великого, компаний «Дювернуа Лигал», «МТЛ.Управление недвижимостью», апарт-отеля «AVENUE APART на Малом», «Школы Бенуа», сети футбольных школ «Юниор», ГК Docklands development, ГК «Рики». Генеральным медиа-партнёром стала редакция РБК Санкт-Петербург, генеральным радиопартнёром — Business FM.
Исследование, инициированное в Москве, показало, что школы с высоким средним баллом ЕГЭ по русскому и математике увеличивают стоимость квартир по соседству на 4,7-6%. В Петербурге таких исследований ещё на было, однако опыт ГК «БестЪ» по созданию «Школы Бенуа» в спальном районе показывает, что такая зависимость есть и в Северной столице — чем лучше образовательные возможности, тем дороже жильё. Открыв в своём проекте хорошую частную школу и детский сад, девелоперы могли бы повысить цену цену на свои новостройки по меньшей мере на 5%, считает Андрей Лушников.
К сожалению, строительный и девелоперский бизнес всё ещё недооценивает открывающиеся перед ним возможности. Исключения есть, но они пока действуют в жилых комплексах премиального и бизнес-классов. Например, в жилом комплексе «Привилегия» открылся частный детский сад-школа ILA ASPECT. Девелопер — ГК «Еврострой» — осознанно предпочёл частное образовательное учреждение государственному. Компания DOCKLANDS для двух своих проектов на Васильевском острове приобрела франшизу «Школа Бенуа».
«Инвестиции в недвижимость и в образование детей — два основных типа инвестиций в мире», — подчеркнул модератор BestLunch Георгий Рыков, генеральный директор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость».
«Мы привыкли к тому, что образованием занимается государство, — отметил Сергей Федоринов, ведущий эксперт по созданию розничных интернет-проектов и основатель проекта „Юлмарт“. — Но сейчас в корне меняются требования к учебному процессу. У детей происходит разрыв шаблона — в школе и в вузе учат совсем не тому, что они хотят знать, и что будет нужно в жизни. Бизнес компенсирует неполноту образования в государственной системе. Однако заработать деньги в этой сфере сложно. Образование — это инвестиция в будущее как со стороны родителей, так и со стороны частных предпринимателей».
С тем, что учебные заведения современного типа появляются благодаря деньгам родителей, согласилась руководитель Культурного пространства «Бенуа 1890» Елена Плахтий и привела в пример передовые школы Южной Кореи, Сингапура и экспериментальную начальную школу WeGrow, открытую на Манхеттене основателями знаменитой сети коворкингов WeWork.
«Государственная система образования в России — короткое и дырявое одеяло, — считает основатель проекта „Петербургский стартап“ Александр Ружинский. — В ней всё устроено неправильно, начиная с постройки школ за счёт девелоперов. Школа на 825 учеников стоит 1,7 млрд рублей. Но, получая от бизнеса миллиардные подарки, государство очень неумело подходит к управлению ими. Задача бизнеса — заполнить дыры в этом одеяле, чтобы дети были согреты, здоровы и могли развиваться».
Из выступления Сергея Салкуцана, директора Института передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета, стало понятно, что государственная система высшего образования также не знает ответов на современные вызовы, включая технологизацию обучения, рост неопределённости в экономике и смену технологического уклада и системы разделения труда.
«Если раньше университеты создавали в лице выпускников шедевры, затем — мастеров, то теперь они штампуют „заготовки“ — людей, которые чему-то научились и могут учиться дальше. Но чему именно и как, выяснится только на рабочем месте», — констатировал эксперт.
Взаимоотношения между государственной и частной системами образования в России строятся не по законам конкуренции. Они существуют параллельно, почти не замечая друг друга. Впрочем, по линии поддержки малого и среднего бизнеса основатели частных садов, школ, спортивных клубов в Петербурге и Ленобласти могут рассчитывать на небольшую финансовую помощь из бюджета. Не имея долгов по налогам, предприниматель может получить от Смольного до 700 000 рублей на аренду и ремонт помещения, приобретение оборудования, участие в выставках. Об этом подробно рассказал Евгений Елисеев, Единого центра предпринимательства. Теперь у тех, кто арендует помещения, которые находятся в собственности Петербурга, есть даже возможность продлить договор аренды без процедуры торгов. Однако самые большие затраты бизнес несёт не по этим статьям.
«Родители „ведутся“ на интерьер, красивый дизайн и новое оборудование, — отмечает Александр Семенцов, основатель сети футбольных школ „Юниор“. — Но нам важнее вкладывать средства в образование тренеров. Качество покрытия на поле не влияет на качество тренировочного процесса».
Председатель Комитета по инвестициям Петербурга Роман Голованов признал, что в городе формируется рынок частных школ и операторов, и призвал открывать учебные заведения по схеме государственно-частного партнёрства, распределяя инвестиции и риски. Чиновник сослался на успешный опыт партнёрства в проекте по созданию пансионата для пожилых, для которого Смольный предоставил частному оператору участок и кредитные гарантии.
Что касается контроля со стороны государства (неизбежного, когда речь идёт о детях), то, по словам старшего партнёра юридической фирмы «Дювернуа Лигал» Игоря Гущева, «здесь надо правильно выстраивать систему управления рисками».
Деньги на образование детей у горожан есть — подтверждением тому служат 1335 детских развивающих центров и частных детских садов, действующих в Петербурге, по данным каталога MXKR. В сфере образования насчитывается несколько десятков сетевых проектов, которые развиваются по модели франчайзинга.
Сергий Федоринов в совем выступлении убедительно показал, что бизнес можно рассматривать как игру для взрослых, и её правила можно настроить на выигрыш с помощью франчайзинга. В том числе — в сфере частного образования.
«Современный франчайзинг может дать существенно большие возможности, чем франчайзинг традиционный, — объяснил Андрей Лушников. — Мы вложили в героев, дополненную реальность, методические разработки и программы „Школы Бенуа“ более 300 млн рублей. И хотя школа занимает около 3 000 кв.м, но наша площадка уже не в состоянии вместить все курсы, которые у нас есть. Тем людям, кто хочет работать под брендом „Школы Бенуа“, мы помогаем с героями, потому что авторские права очень дорого стоят, с управлением (система ERP — запись учеников, контроль часов, обратная связь). Они могут выбрать в нашей системе дистанционного обучения те курсы и методики, которые их интересуют. Но потом мы тоже возьмём у них всё лучшее, самый успешный опыт, и сделаем его достоянием остальных. От классического франчайзинга мы перешли к партнёрской модели: полностью отказались от вступительного взноса, не скрываем своих ошибок, выкладываем все материалы, включая дизайн-проекты и маркетинговые разработки. Это не просто бизнес-идея, а одновременно деловой клуб и постоянно растущая социальная сеть с массой новых знаний и возможностей».
В конференции «Детское образование как бизнес» также приняли деятельное участие Мария Корнилова — главный редактор проекта «Смешарики» (ГК «Рики»), Тимофей Левицкий — основатель и управляющий партнёр платформы In.Praktika, постоянный модератор проекта «Форсайт-флот», Ольга Смирнова — директор школы «Маяк» на острове Новая Голландия, Алёна Кришевич, основатель и генеральный директор компании «Франшизорро», Татьяна Шашина — генеральный директор DOCKLANDS development, Екатерина Андреевская — сооснователь проектов «КидБург» и «Сказкин Дом», Ирина Вишневская — руководиетль Центра инноваций социальной сферы Ленобласти, Екатерина Ющенко — директор петербургского филиала школы цифрового творчества «Кодабра».
Благодаря экспертам организаторам и участникам удалось обсудить не только мировые и российские тренды в развитии частного детского образования, но и самый широкий круг прикладных вопросов, включая использование гаджетов и дополненной реальности в процессе обучения, капитализацию недвижимости и основного бизнеса с помощью образовательной инфраструктуры, преимущества и недостатки сетевых проектов, а также все аспекты ведения образовательного бизнеса по франшизе.