197022, Россия, г. Санкт-Петербург, Аптекарская набережная,
д. 20, офис 201. Бизнес-центр «Авеню»
E-mail: best@bestgroup.ru
25 апреля в Москве параллельно с выставкой MAPIC Russia состоялся деловой обед BestLunch.
По традиции, которая объединяет участников рынка ритейла и торговой недвижимости уже несколько лет в Каннах, он собрал первых лиц и руководителей девелоперских и ритейл компаний.
Основной темой для беседы стало состояние рынка торговой недвижимости и ритейла страны.
Организатором встречи выступил портал «Арендатор.ру» и ГК «БестЪ».
Официальный партнёр — компания MLP, юридический партнёр — «Дювернуа лигал», партнёр — «Авантел», информационный партнёр Retail.ru.
Модерировали беседу Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость», и Мария Карамышева, директор по развитию сети «Кидбург».
Согласно данным о текущем состоянии рынка ритейла и торговой недвижимости РФ, приведённым в обзоре ГК «БестЪ» в первом квартале текущего года наблюдался рост объёма розничных продаж — 7,05 трлн рублей, что на 2,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Лидером по торговому обороту на душу населения из расчёта 1 тыс. рублей на человека в год стала Москва (363), на втором месте Сахалинская область (290), на третьем — Московский регион (281). В аутсайдерах: Саха (Якутия) — 221, Татарстан — 217 и Мурманская область — 216.
Соотношение между группами foodstuffs и nonfoods — 48% на 52%. По сравнению с прошлым годом эта пропорция практически не изменилась, потому, как признали участники BestLunch, не стоит говорить о какой-либо тенденции.
В структуре спроса выделяются продажи автомобилей и побочных товаров (запчасти, топливо). Также ощутимо повысился потребительский интерес к бытовой технике/электронике и мебели. По мнению экспертов, это может быть следствием доступности для населения кредитов, поскольку его реальные доходы практически не растут.
Было отмечено, что, начиная с 2014 года, динамика ввода торговых объектов в целом по РФ отрицательная, и в ближайшее время ситуация вряд ли улучшится.
Многие компании, видя, что Москва и Санкт-Петербург уже предоставляют не так много пространства для развития, обращают свой взор на регионы.
В этом же контексте обсуждалась и логистика как важная часть программы по развитию сети. Глеб Белавин, заместитель генерального директора по работе с арендаторами MLP, сообщил, что компания сейчас имеет проекты в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Впрочем, добавил топ-менеджер, не исключается выход в регионы, притом уже в ближайшей перспективе.
При разговоре о сфере общепита все согласились, что сегмент F&B — едва ли не главный «якорь» в большинстве современных ТЦ. По мнению Эрнесто Гонзалеса, вице-президента ROSINTER RESTORANTS, тренд на еду в России «всерьёз и надолго». Особенно большой потенциал виден в питании вне дома: по сравнению с жителями Европы и Америки россияне тратят не так много денег на рестораны и кафе, но этот показатель начинает понемногу расти. Анастасия Татулова, владелец сети семейных кафе «АндерСон», в свою очередь обратила внимание, что классические концепции перестают работать. «Там, где просто еда, оглушительного роста нет. Нужны развлечения, коллаборации, союзы этих форматов», — настаивает она.
Участники BestLunch подытожили, что рынок торговой недвижимости и ритейла эволюционирует, развивается, и хотя непросто поддерживать заданный темп и успевать вовремя реагировать на происходящие изменения, быть «мотором» этого процесса — почётно и интересно. Финальную точку поставил Георгий Рыков, генеральный директор «БестЪ», пошутив, что желает всем акулам бизнеса, «никогда не быть съеденными другими акулами».
Подробнее об итогах BestLunch в материале Arendator.ru.